Авария в шахте Буа-де-Казьер
Авария в шахте Буа-де-Казьер (фр. Bois du Cazier) 8 августа 1956 года — самая крупная авария в истории угледобывающей промышленности Бельгии. Пожар произошёл в результате человеческой ошибки. Погибло 262 человека (в том числе 136 итальянцев, 95 бельгийцев, 1 русский и 1 украинец).
Общие сведения[править]
Шахта Bois du Cazier, также известная как Puits Saint-Charles, находилась в Марсинелле (фр. Marcinelle), г. Шарлеруа (фр. Charleroi), провинция Эно (фр. Hainaut) и эксплуатировалась с 1830 года. В 1955 году в шахте работало 725 человек, большинство из них — итальянские иммигранты.
Самый глубокий горизонт — 1175 м.
Шахтное поле было вскрыто двумя центрально-сдвоенными стволами № 2 и № 3, ствол № 1 на момент аварии находился на этапе строительства. Горизонты шахты, за исключением горизонта 1035 м соединены наклонными квершлагами. Свежий воздух поступал по стволу № 2, омывал забои и выходил по стволу № 3, на котором был установлен вентилятор главного проветривания. Клеть была 12 м высотой и состояла из 8 этажей. На каждом этаже помещалась вагонетка объемом 0,7 м³ (1030 кг угля или 1360 кг породы). Максимальная скорость клети около 17 м/с.
В 1930 году на этой шахте в результате взрыва газа погибло 16 человек.
Хронология событий[править]
- 8 августа в 8:10 при погрузке вагонетки в клеть в стволе № 2 не сработала система блокировки. В результате гружёная вагонетка не вытолкнула порожнюю, и клеть начала подниматься с двумя свисающими вагонетками. Одна из них порвала высоковольтный кабель, масло- и воздухопровод. Масло загорелось, огонь перекинулся на деревянные конструкции ствола, а бьющий из воздухопровода сжатый воздух плюс шахтная вентиляция быстро разнесли дым и угарный газ по выработкам. Пожар охватил выработку на горизонте 907 м, соединявшую стволы № 2 и № 3, где уничтожил деревянные вентиляционные двери.
- В 8:25 Антонио Лонетта — рабочий, по недосмотру которого произошла авария, поднял тревогу. Примерно в это же время 7 человек пробились сквозь плотный дым к клети ствола № 2. Они дали 4 сигнала, но клеть не двигалась. Тогда один из них вышел из клети, чтобы вручную дернуть сигнальный шнур. Это был героический, но фатальный поступок — клеть отправилась без него.
- В 9:10 пламя охватило ствол № 2. Из-за высокой температуры тросы обеих клетей лопнули, отрезав пути к спасению. По мере развития пожара в стволе создалась высокая температура и тепловая депрессия опрокинула вентиляционную струю. Так как вентиляционные двери на горизонте 907 м сгорели, раскаленные газы, смыкаясь, стали выходить по стволам № 2 и № 3, преградив доступ в шахту и выход из нее. Через эти стволы пустили воду с поверхности, чтобы потушить огонь.
- В 9:30 двое спасателей спустились по стволу № 1 до сбойки со стволом № 2, нашли перемычку и узкий люк в ней, где невозможно было протиснутся с аппаратами Дрегера. Обмотав лицо мокрыми платками, они прошли перемычку, но натолкнувшись на густые клубы дыма, вернулись обратно.
- В 2:00 работы по разборке перемычки были закончены. Спасательная команда с аппаратами Дрегера отправилась на разведку.
- В 3:00 на горизонте 715 метров спасатели нашли троих выживших. Позже на том же горизонте обнаружили еще троих.
Спасательная операция продолжалась до 22 августа, но живых в шахте больше не было. От отравления окисью углерода погибли все рабочие, находившиеся на горизонтах 907 м, 975 м и 1035 м.
Последствия[править]
Расследование установило технические причины аварии. Высоковольтные кабели в стволе были неправильно подвешены, они закреплялись на центральном расстреле и ничем не были защищены. Не было надлежащей электрической защиты их. Между стволами, разделяющими поступающую и исходящую вентиляционную струю, находились деревянные вентиляционные двери. В выработках основных горизонтов отсутствовали противопожарные металлические двери. Вентилятор главного проветривания не был оборудован устройством для реверсирования воздушной струи. Средства пожаротушения в шахте отсутствовали, не было надежных камер-убежищ, плана ликвидации аварии не существовало.
1 октября 1959 года суд оправдал всех обвиняемых. Была подана апелляция, и 30 января 1961 года суд приговорил владельца шахты к 6 месяцам условно и штрафу в 2000 бельгийских франков. Все другие обвиняемые остались безнаказанными.
Авария привела к прекращению итальянской иммиграции в Бельгию и ужесточению правил техники безопасности. По требованию профсоюзов в Италии был объявлен национальный траур. Позже итальянские газеты публиковали подробные отчеты о ходе судебного процесса и создании мемориала в память об инциденте.
Шахта возобновила работу в 1957 году и была закрыта 30 декабря 1967 года. В 2002 году шахта была превращена в музей в память о промышленном прошлом Валлонии.
В 2003 году об этой аварии снят художественный фильм «Марсинель».
Советская официальная пресса скупо писала об этой трагедии. Булат Окуджава, который в то время работал литературным сотрудником в калужской газете «Молодой ленинец», посвятил ей стихотворение «Марсинель». Стихотворение было опубликовано в «Молодом ленинце» 24 августа 1956 года
Источники[править]
- Le Bois du Cazier Marcinelle
- Bois du Cazier
- La catastrophe du Bois du Cazier
- Crime and non-punishment
- https://it.wikipedia.org/wiki/Disastro_di_Marcinelle
- Наумкин И. Ф. Пожары в стволах шахт//Безопасность труда в промышленности. — 1957. — № 1.- С. 16-19